Тексты для Взрослых Детей

Глава 8

Сопротивление и неудачи на пути выздоровления

Glava_8_.docx

Выздоровление - это процесс длиною в жизнь. Невозможно выздороветь за одну ночь или за несколько посещенных собраний. Я это знаю, потому что как бы давно и упорно я ни работал над ним, тем не менее я все еще не "выздоровел". Я воспринимаю выздоровление как непрерывную восходящую спираль, которая обеспечивает все большую глубину осознавания. Так что, если вы рассчитывали выздороветь за определенный промежуток времени, вы можете жестоко разочароваться.

Выздоровление требует постоянных усилий, направленных на улучшение качества жизни и построение значимых дружеских отношений с другими членами группы. То, как участники  действуют  внутри группы ВДА, достаточно ясно отображает их поведение и в других областях жизни. Довольно сложно проявлять один тип личности в ВДА и совершенно другой в других обстоятельствах.

Когда член ВДА переживает значительный приступ сопротивления, это может проявиться одной или несколькими из нижеописанных моделей поведения, которые приводят к уменьшению спонтанности и увеличению трудностей с тем, чтобы доверять, делиться и чувствовать. Все эти модели представляют собой выраженные признаки сопротивления и ухода в себя.

Попытки сделать это в одиночку 

Часто новичок посещает несколько собраний, собирает некоторую информацию, примерно прикидывает потенциальный вклад ВДА и затем решает работать над своими собственными проблемами в одиночку.

Мне больно слышать, когда члены ВДА рассказывают о том, как их первые попытки выздоровления зашли в тупик из-за их решения идти в одиночестве. Человек приходит в ВДА; с легкостью находит у себя восемь или девять пунктов из Списка; полностью ассоциирует себя с большей частью высказываний - и решает попробовать вариант "домашнего обучения" в выздоровлении. Это самопораженческое поведение.

Поворачиваться спиной к любой программе выздоровления, которая непосредственно взаимодействует с таким большим количеством личных проблем - трагическая ошибка новичка. Тем не менее подобное ежедневно происходит по всему миру. Отношение "Я могу сделать это сам", которое могло быть детской моделью выживания, отвратило огромное количество людей от нового здорового образа жизни. Как и многим взрослым детям, мне нужны другие люди в моей жизни, чтобы помогать мне выздоравливать. Я вынужден оставить свою изолированную самоуверенную позицию. Мне необходимо делиться, доверять другим, идентифицировать себя с другими и чувствовать. Я изучаю свою болезнь через других и в содружестве с другими. Я не могу выздоравливать в одиночестве и знаю, что не  многие это могут.

Попытки измениться, предпринимаемые в изоляции, слишком ограничены. Жизнь вся состоит из отношений. И если у меня проблемы с отношениями - а я думаю, у многих взрослых детей они есть - значит, мне нужно работать над ними, изучая свое поведение, свой вклад в проблему. Я могу это делать, только если есть обратная связь и озарения, пришедшие от других людей, и это все легко доступно мне в программе ВДА. 

Так называемое "иногда"

В АА есть такая замечательная фраза: "Полумеры нам не помогли". Это метко характеризует степень готовности и решимости человека в поиске выздоровления. Слишком часто новички выносят такое суждение, которым они в общем обозначают для себя курс:  только провести здесь некоторое время, чтобы быстренько прийти в себя.

 Поверьте, мне бы очень хотелось, чтобы ВДА можно было использовать в такой прогрессивной форме. Однако в реальности  члены ВДА растут, меняются и выздоравливают потому, что они имеют готовность и желание регулярно приходить и упорно трудиться.

 Отсиживаться на заборе бесполезно. Такие сложные проблемы как чрезмерное человекоугодничество, страх покинутости, гиперответственность и подавление чувств редко положительно реагируют на полумеры.

Раз уж человек признает, что у него действительно есть некоторые проблемы с поведением, которые могли быть вызваны воспитанием в алкогольной среде, то только решительные и постоянные усилия могут принести серьезное облегчение.

 Все менее радикальное - просто способы увиливать.

Выздоровление требует времени, усилий и готовности изучать чувства, желания проживать хорошие и плохие чувства, а также готовности рисковать разговаривать об этом с другими. В ВДА мы концентрируемся на чувствах: депрессивных, неудобных, пугающих. Мы стараемся проживать и перепроживать болезненные моменты в безопасной поддерживающей обстановке. Человек, который просто проходит мимо, скорее всего не будет спокойно сидеть и достаточно долго уделять этому внимание, чтобы получить значимый результат своих усилий.

 Бессистемное посещение собраний - это один из путей остаться изолированным и отделенным от группы. С очень высокой вероятностью члены группы встанут по отношению к человеку в такую же небрежную дистанцированную позицию, какую он занял по отношению к ним. Это обречено на провал.

Желание все быстро исправить

В детстве мы видели, как наши родители частенько быстро залатывали дыры в семейных проблемах. И может быть, нам приносили множество  обедов на скорую руку и лекарств от легкой простуды – мгновенное облегчение боли и страдания. Это вроде бы неплохо срабатывало на какое-то время, но в конечном итоге все становилось еще хуже, чем было.  Быстрое решение редко бывает надежным. Тем не менее  многие взрослые дети все еще пытаются обойтись серией волшебных «заплаток».

Я точно такой же, как все остальные, и я определенно надеялся на волшебную таблетку –  особо эффективное решение всех моих проблем. Когда я только начинал в ВДА, я был готов приложить некоторые усилия, но рассчитывал на скорый ответ, быстрое выздоровление. Короче говоря, у меня были ожидания. Ждать, что наша юная программа ВДА обеспечит мне быстрое-быстрое избавление от моих симптомов, было очень по-детски!

 В юности я много играл в азартные игры. Там очень маленький промежуток времени между ставкой и результатом, и я привык к быстрым результатам. В качестве биржевого маклера я покупал и продавал акции для себя и своих клиентов. Если я не наблюдал немедленных положительных результатов, то перемещал инвестиции куда-нибудь еще. Я перенес тот же образ мыслей и в раннее ВДА. Я надеялся на быструю полную "починку" - короткий переезд из хаоса в эмоциональное благоденствие.

У меня это не сработало и я серьезно сомневаюсь, что может сработать у кого-то другого. Выздоровление оборачивается кучей тяжелой работы. Мои глубоко укоренившиеся проблемы неохотно уступали новым инсайтам. Потребовались новое поведение и новое отношение, чтобы начать исцелять их - ничем таким  я не мог овладеть за несколько месяцев. Поскольку мой опыт довольно типичен, я могу предложить новичкам бережно отпустить все мечты о "быстрой починке" и приготовиться к настоящим чудесам.

Неготовность делиться и открываться

Попытки просто слушать других и читать литературу – пытаться выздороветь, собирая информацию –  скорее всего не принесут больших положительных изменений.  Важной составляющей выздоровления в ВДА является самораскрытие –  готовность рассказывать группе в целом и отдельным людям о том, что же действительно происходит в нашей жизни. Мне нужно делиться своими чувствами по поводу своих проблем. В реальной жизни у меня есть все эти проблемы. Это "болезнь чувств", с которой я борюсь и которая не может быть решена только знаниями.

 Один из самых пугающих элементов программы ВДА - это  уровень напряжения и степень откровенности того, чем мы делимся. Глубоко зарытый стыд, растерянность и гнев выходят на поверхность, и мы делимся той болью и страданиями, что появляются вместе с ними. Двенадцатишаговая программа выздоровления успешна потому, что участники готовы открываться друзьям в программе, становиться человечными и ранимыми. Это вдвойне необходимо в ВДА, так как здесь присутствует столь разрушительное и всепроникающее заболевание чувств.
Новички в ВДА быстро понимают, как ценно и полезно делиться. Это освобождение, облегчение, и это свидетельствует о готовности отпускать и чувствовать чувства. К несчастью, некоторые участники настолько ригидны, а также напуганы собраниями и процессом выздоровления, что они продолжают молчать и замыкаться. Действительно, некоторые собрания бывают напряженными и иногда наполненными гневом. Но если хранить молчание подобно сфинксу, никаким образом невозможно извлечь пользу. Может быть, в фильмах и бывают великие молчаливые герои, но в ВДА те, кто кутается в мантию молчания, значительно ограничивают свои перспективы в выздоровлении. Принятие и любовь к себе проистекают из рассказов о себе и признания того, кто мы есть. Мы обычно ненавидим наше скрытое Я. Ненависть к себе, стыд и уклонение формируют шаблон, который мы надеемся преодолеть в ВДА.

Раскрываться людям может быть страшно. Это связано с риском, отвержением и критикой. Тем не менее в ВДА осуждение и критицизм практически отсутствует. Могут возникать небольшие сплетни и некоторые личные конфликты, но в целом обстановка поддерживающая, некритическая и неагрессивная. Это единственный путь адекватного существования ВДА как программы выздоровления.

 Мы собрались как братья и сестры, чтобы делиться, чтобы исцелять друг друга. Это нечто, чего мы не можем совершить в одиночку или в молчании. Мы можем доверять процессу, капитулировать перед ним и стараться не уходить в молчание. Я не в состоянии продумать свой выход из проблем. Я вынужден прочувствовать, проделать и проговорить свой выход. Частенько ВДА предлагает людям в качестве составляющей выздоровления сделать то, чего они боятся и ненавидят - и это срабатывает.

 

 

 

Бездействие и неспособность сконцентрироваться на личных проблемах

Новичкам в ВДА демонстрируют список шаблонов поведения, которые приносят проблемы и неприятности всем нам. Слушая высказывания, новички обнаруживают другие характеристики и проблемы.

Большинство членов сообщества с готовностью идентифицируются с основными проблемами и по мере своего выздоровления прибавляют их к своему списку «надо  сделать». Тем не менее некоторым участникам бывает сложно определить, над чем конкретно им необходимо поработать. Они рассеяны и не сконцентрированы. Они способны бесконечно говорить о  насилии, которому подвергались в детстве, но зачастую  не видят, что все это связано с их текущим поведением. Им необходимо спокойно сесть и набросать свой собственный список проблем. Они могут концентрироваться на самых серьезных пунктах или же взяться за наименее сложные, если им трудно противостоять и работать над более обширными проблемами.

 Другой способ ограничить выздоровление - это просто плыть по течению, не осознавая, что выздоровление требует работы. Грустно наблюдать, как члены группы дрейфуют, словно листья на поверхности пруда в ветреный день, движимые внешними для них силами. Не обращать внимания на проблему равно не обращать внимания на программу. Программа всегда готова помочь «дрейфующим», но настоящие изменения и улучшения вероятно будут от них ускользать до тех пор, пока они не определятся и не примут на себя ответственность за свои проблемы, спланировав усилия.

Мой собственный самообман был основной помехой моему выздоровлению. После того, как я написал Список характеристик ВДА (LaundryList) и погрузился в служение, помогая группам встать на ноги, я буквально совершал чудеса со своей болезнью. Но после нескольких лет я обнаружил, что беззаботно проскакиваю некоторые свои проблемы - я не делал ключевой необходимой работы. Так как я был создателем Списка, я обманул себя, думая, будто убрал некоторые проблемы, тогда как все, что я сделал - это определил их и проговорил.

 В программе существуют некоторые основные процессы, которых невозможно избежать. Члены ВДА должны подготовить свой собственный точный перечень проблем. Потом им необходимо разработать цели в выздоровлении, указав, чего они хотят достичь и каким образом.

 Помните, что ваша Высшая Сила будет рулить вами, грести нужно вам.

Избегание работы по 12 шагам выздоровления

Порой членов ВДА так увлекает возможность делиться своими чувствами и перечислять свои проблемы, что они игнорируют основу, которая удерживает саму структуру программы: 12 Шагов ВДА. Эти шаги должны быть встроены в повседневную жизнь.

Центральная  тема шагов направлена на любовь и понимание. Нам предлагается взяться за работу по полному изменению своего поведения и начать любить самих себя. Для этого требуется сдаться, провести исследование наших родителей и самих себя, подготовиться к исправлению недостатков и двигаться в направлении духовного роста.

Работа над большинством шагов происходит в уединении. Некоторые участники предпочитают процессу индивидуальной работы по шагам оживление и напряженность собраний, а также общение с членами сообщества. Однако необходимо помнить, что мы удерживаем  фокус внимания на себе. Шаги помогают это осуществить.

12 шагов ВДА предлагают поддержку, а не наказание. Взрослые дети получили достаточно наказаний в своей жизни. Шаги увеличивают самосознание, и для многих они станут первой реальной возможностью развить отношения с Высшей Силой.

Невзирая на все эти преимущества, некоторые участники могут не очень активно работать по шагам. Другие могут нырнуть в них с головой с тем, чтобы плавно затихнуть, достигнув Четвертого и Пятого шага. Некоторые могут сопротивляться необходимости произвести инвентаризацию своих родителей. Вероятно, они чувствуют, что такими действиями предают семейные тайны или возможно, они предпочли бы похоронить прошлое.

Многие члены ВДА испытывают беспокойство, когда видят, что обладают многими из тех поведенческих  шаблонов, которые присущи их дисфункциональным родителям.  Да, такова реальность. Нашей самой первой обучающей системой были наши родители, и мы неизбежно научились отвечать жизни теми же способами, что и они. Это не обвинение; мы всего лишь  стараемся исследовать масштабы проблемного поведения и осознать, как оно повлияло на нашу жизнь и каковы последствия.

Перфекционизм

Желание быть совершенным в достижениях, знаниях или поступках – сложная черта характера, которая определенно противодействует выздоровлению. Я убежден, что перфекционизм порожден страхом. В моем случае это чистая правда. Я стал перфекционистом из страха наказания. Если я делал что-либо неидеально, меня могли отвергнуть, высмеять, уволить, покинуть или проигнорировать.  Многие люди становятся перфекционистами, чтобы угодить миру. Моя проблема в ВДА, касающаяся перфекционизма, также исходит из попытки контролировать окружающий мир, чтобы он не причинил мне боли, но я был бы в нем принят и любим. Таким образом, мои попытки стать совершенным преследовали цель повлиять на благосклонность этого мира, который я воспринимал как враждебный и недружелюбный.

В ВДА мы предлагаем людям обратиться к себе, отнестись с уважением к своему внутреннему миру и перестать зацикливаться на необходимости угождать миру внешнему. Перфекционизм требует огромных усилий и энергии, большую часть которых можно было бы перенаправить в разумное русло принципов программы.

Такие предложения как «Тише едешь – дальше будешь», «Опусти планку и твои показатели возрастут» и «Думай» могут помочь перфекционисту ослабить хватку страха. Чрезмерно ответственные индивиды особенно страдают от перфекционизма во всех его проявлениях. К счастью, нет никакой возможности идеально работать по программе ВДА! То, насколько хорошо мы работаем, отражается в том, как мы относимся к себе и каковы наши отношения с нашей Высшей Силой. Только так мы можем оценить результаты.

Преждевременные отношения

Развивающаяся дружба с членами ваших групп ВДА – хорошее дело. Это демонстрирует готовность устанавливать контакты, открываться и делиться своими переживаниями.  Но существует одна социальная тенденция, которая может доставить неприятности, особенно на первом году выздоровления.

Слишком часто новички поспешно увлекаются членами ВДА противоположного пола. Они мгновенно устанавливают физические отношения друг с другом. Это естественно – имея общие проблемы  и ощущение семьи, люди склонны притягиваться друг к другу. Порой это призыв потерянного ребенка к спасителю. 

Однако преждевременный роман требует много времени, внимания и энергии. Романтический настрой смещает фокус с выздоровления на требования новых отношений. Как ни печально, я не знаю ни одной программы выздоровления и самоусовершенствования, способной конкурировать с романтическими отношениями. Следовательно, это в большинстве случаев ведет к откату назад и замедлению процесса выздоровления.

То «я», которое впервые показывается на собрании ВДА, как правило, приходит  в совершенное отчаяние и терпит эмоциональные трудности в сфере отношений.   Новичок часто сбит с толку и очень нуждается в эмоциональной поддержке. Многие члены ВДА поддерживают  идею необходимости фокусироваться исключительно на себе, если они пришли в ВДА, не имея постоянного партнера.  Эта рекомендация действует по принципу: для того, чтобы смогли быть «мы», должно появиться твердое «я». Здравый смысл призывает подождать до тех пор,  пока вы обретете более прочное понимание того, кто вы есть. Лучше рассматривать групповую деятельность как возможность для осознания и роста, а не для романтики. И поскольку группа может принимать на себя черты родительской семьи, непродуманные романтические устремления к другим членам группы могут уничтожить новое здоровое представление о семье.

В новом романтическом увлечении взрослым детям более всего свойственно воспроизводить старую драму прежних связей. Новичкам в ВДА требуется время, чтобы увидеть природу и всю сложность своих проблем в отношениях. Вовлеченность в романтические отношения с другим взрослым ребенком – особенно с другим новичком – может только устроить короткое замыкание в выздоровлении и, возможно, отвернуть новичка от программы. Необходимо фокусироваться на личном выздоровлении, а не на романтических победах. К сожалению, многие взрослые дети как раз начинают осознавать проблему инцеста и пытаются решить ее.  Физическая привязанность и увлечение могут нанести серьезный ущерб их попыткам расти и воссоздать в памяти свою прежнюю семью. Лучшее, что я могу предложить –  это относиться проще и помнить, что выздоровление – это главное.

Приводить других в порядок

Я никогда не могу с уверенностью сказать, где проходит граница между участием (шерингом) и спасательством. Для некоторых членов ВДА давать советы и приводить других в порядок так же естественно, как дышать. С самого раннего детства в алкогольной семье им была предписана роль спасателя, улучшателя и героя. Действия улучшателя, как правило, выходят далеко за рамки обычной  поддержки и участия. Улучшатели располагают к себе других участников и часто пытаются управлять их жизнью, претендуя на знание ответов на все проблемы, с которыми сталкивается «жертва». Исправление других придает индивидууму важность, значимость и контроль – три отличных причины, чтобы в это втянуться.

Чуть менее навязчивая форма исправления других – это постоянное советование. На большинстве собраний найдутся один или два «старших советника», которые полагают своей миссией раздавать советы (а вовсе не обмениваться опытом с другими участниками) наиболее   запутавшимся и страдающим членам группы.

Я думаю, мы можем обрисовать разницу между исправлением, советованием и участием (шерингом). Первые два назойливы и предполагают отказ от фокусировки на себе. Участие (шеринг) – это иной механизм. В идеале, участие (шеринг)  включает отклик и соотнесение с личным опытом, возможно, рассказ о том, как человек справился с проблемной ситуацией своим особым способом. Это делается в пассивной, ни к чему не обязывающей манере: «Если тебе что-то пригодится из моего опыта – возьми это. Если нет, тоже хорошо».

Исправление и советование могут серьезно препятствовать выздоровлению обоих: и улучшателя, и его объекта улучшения. Улучшатель зачастую движим необходимостью держаться подальше от собственных проблем:  помощь другим – надежный способ уклонения от решения личных вопросов. Также в исправлении  присутствует элемент контроля, а это проблема, над которой бьются многие взрослые дети. Поддерживается стремление провести других через трудные времена, которые вы тоже переживали и имеете опыт преодоления тех трудностей. Но если это мешает вашему личному росту (а так обычно и происходит) или росту новичка, лучше всего отступить. Мы приходим в ВДА, чтобы исправлять себя, а не других.

В случае, когда имеют место правильные отношения спонсора и подспонсорного, обе стороны согласны, что взаимное участие и исследование проблем является главной характеристикой в отношениях. Такой порядок обеспечивает лучшее руководство, которое  открыто переменам или обратному ходу. Требовательный, подавляющий, контролирующий спонсор может оказать подспонсорному настоящую медвежью услугу. К сожалению, некоторые новички тянутся к сильным директивным личностям, потому что похожие люди в детстве заправляли в их семьях. Первые связи в программе ВДА часто складываются как результат  старой семейной динамики. Это воспроизведение прежних семейных ролей в ВДА неизбежно, но порой болезненно.

В моей алкогольной семье я был полностью захвачен чувствами своих родителей. Когда они бывали мрачными, я был мрачен и ощущал угрозу. Я хотел, чтобы близкие мне люди чувствовали себя хорошо, тогда и я мог бы чувствовать себя хорошо. В ВДА мне пришлось научиться позволять другим чувствовать себя беспокойными, подавленными, несчастными, потерянными или напуганными  и не бросаться приводить их в порядок. Я научился отделяться, не поднимать и не тащить чужой ноши. Попытки исправить других –  это эгоистичный и отнимающий массу времени способ продолжать подпитывать свою болезнь.

Отрицание и обвинение

Мне очень просто не видеть сути некоторых своих действий. Есть аспекты моей жизни, которые не легко привести к ясности. Я буквально за деревьями леса не вижу. Иногда я в конечном счете совершаю открытие и достигаю понимания своими силами. Однако чаще всего озарение и вдохновение приходят от чьего-либо высказывания на собрании или от моих наблюдений за слепотой другого участника.

Именно поэтому собрания и дружеские отношения в ВДА так важны. Если я многие годы был абсолютно слеп к пагубным особенностям своей личности – будь то высокомерие, контроль или злословие – маловероятно, что я быстро выделю  и разрешу эту проблему в ВДА. Я должен увидеть ее в других людях или ощутить сопротивление других людей моим отрицательным поступкам.

Еще больше пользы принесет доброжелательный спонсор, который мягко укажет на некоторые слепые пятна и облегчит мне понимание того, как я причиняю вред самому себе. Отрицание – это способ ума защищать себя от страха, чувства неполноценности и целого легиона боли. Предоставленное самому себе отрицание может наделать форменный беспорядок в выздоровлении. Готовность проверять свои действия, принимать обратную связь от других и искать помощи спонсора или близкого друга в ВДА может сократить дистанцию между слепотой и прозрением.

Обвинение других – естественный способ избежать ответственности за свое выздоровление. Например, если я трачу всю эмоциональную энергию на обвинение своих родителей за те последствия, которые постоянно приносят мне проблемы, я не замечаю необходимости заниматься своим собственным выздоровлением. Обвинения губительны; они ослепляют и позволяют снять с себя  ответственность за свои действия. Да, это правда, наши родители мало чему научили нас, если научили вообще. Но выздоровление приходит тогда, когда мы признаем перед собой и другими, какую ярость, боль и беспомощность мы всегда чувствовали в их адрес. Тогда мы можем пережить это и двигаться к позитивным изменениям.

Бесплатный хостинг uCoz